Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

лохнер стефан

Энциклопедический словарь

Ло́хнер Стефан (Lochner) (около 1410-51), немецкий живописец. Позднеготический спиритуализм образов, некоторые архаические приёмы сочетал с любовно-поэтической передачей красоты реального мира («Богоматерь в беседке из роз», 1440-е гг.).

* * *

ЛОХНЕР Стефан - ЛО́ХНЕР (Lochner) Стефан (ок. 1400, Мерсбург-ам-Бодензее, Баден - 1451, Кельн), немецкий художник, один из крупнейших немецких живописцев переходного - от готики к Возрождению - периода.

Сведения о его жизни крайне скудны, так что творческая биография Лохнера воссоздается в основном не на базе документов, а посредством историко-стилистического анализа. Уроженец маленького городка в Констанцком епископстве, он упоминается в кельнских документах между 1442 и 1451, обосновался же он в городе, несомненно, значительно раньше, ок. 1430. В 1447 стал членом городского совета.

Судя по стилистическим аналогиям, Лохнер хорошо изучил прирейнскую живопись, в том числе церковные образы крупнейшего вестфальского живописца начала 15 в. Конрада из Зеста, а также имел возможность вплотную познакомиться с новациями старонидердандского искусства. Ранее полагали даже, что он непосредственно учился у т. н. «Флемальского мастера» (Р. Кампена (см. КАМПЕН Робер)), но теперь эта гипотеза отвергнута; в любом случае можно с уверенностью утверждать, что он побывал в Нидерландах, где видел знаменитый Гентский алтарь братьев ван Эйк (см. ЭЙК) (1432).

Средневековые, еще сугубо готические черты - «иконная» отрешенность фигур от мира, скупость натурных деталей (хотя порою очень выразительных), обильное использование золота, рельефная отделка орнаментов - сочетаются у него с предренессансными элементами (лирическая задушевность миловидных ликов, стремление придать пространству иллюзорную трехмерность, зачатки световоздушной перспективы и светотеневой моделировки). Благодаря замечательному композиционному и в особенности колористическому мастерству противоречия между старым и новым у Лохнера в итоге снимаются, составляя удивительное живописное единство: к примеру, сияние золота не доминирует над прочими красками, как в традиционной иконе, но сияет наравне с ними.

Среди произведений, которые можно приписать Лохнеру с достаточной определенностью - «Страшный суд» (ок. 1435), «Мадонна в беседке из роз» (ок. 1435-40), соборный алтарь (или Алтарь святых покровителей Кельна, 1440-е), «Богоматерь с фиалкой» (ок.1443), «Принесение во храм» (1447).

Энциклопедия Кольера

ЛОХНЕР Стефан (Lochner, Stephan)

(ок. 1410-1451), немецкий живописец. Родился, вероятно, в Мерсбурге на озере Констанс ок. 1410. Согласно дошедшим до нас документам, в 1442 он уже жил в Кельне. Атрибуция произведений мастера стала возможной благодаря записи в дневнике Дюрера, где сообщается, что, посетив по пути в Нидерланды Кельн, он видел в соборе алтарь, написанный "мастером Стефаном". Лохнер рассматривается историками искусства как главный мастер кельнской школы. Для художников этой школы характерны лиризм и мягкость в трактовке образов Священного Писания. Композиции Лохнера отличаются простотой и ясностью. Самой значительной его работой является алтарь из кельнского собора - Поклонение волхвов. Среди других его произведений: Богоматерь в беседке из роз (1440-е годы, Кельн, из музей Вальраф-Рихарц-Людвиг) и Принесение во храм (1447, Дармштадт, музей земли Гессен).

Умер Лохнер в Кельне в 1451.

Полезные сервисы